Приветствую всех и поздравляю с Новым годом по старому стилю календаря!
Хочу представить последнюю модель, купленную в минувшем году, так сказать, новогодний подарок.
Это
Duesenberg SJ Town Car chassis 2405 by Rollson, 1937/1940.
О марке Duesenberg я распространяться не буду. На форуме представлена масса моделей этой замечательной марки и не раз подробно описывалась ее история.
Я остановлюсь на истории создания этого экстравагантного кузова.
Итак, Гарри Лоншайн (Harry Lonschein), амбициозный 16-летний румынский иммигрант, нашел работу в Brewster&Co, одной из старейших вагоностроительных компаний Америки еще в далеком 1903 году. В то время Brewster&Co становится и одним из первых американских производителей кузовов автомобилей. За время своей работы Лоншайн приобрел большой опыт в создании кузовов высокого класса, в том числе и на шасси Rolls-Royce. Примерно в то же время, когда Rolls-Royce открыл свой завод в Спрингфилде, - в 1921 году Гарри вместе с парой партнеров, Сэмом Блоткиным (Sam Blotkin) и Джулиусом Вегсо (Julius Veghso), в Нью-Йорке создали компанию Rollston. Они назвали свой бизнес в честь великой по их мнению марки Rolls-Royce.
В классическую эпоху кузова Rollston слыли очень прочными и были спроектированы в лучших традициях вагоностроения, с использованием высококачественных материалов и литья. Прекрасная работа Rollston Company привлекла внимание Гровера С.Парвиса, менеджера по индивидуальным заказам в нью-йоркском дилерском центре Packard. И Rollston начала поставлять кузова Паккарду. Следует отметить, что конкуренцию Rollston-у составляла LeBaron. Но кузова последней уступали по качеству и богатству отделки, хотя и стоили дешевле. В то время обычные дорожные автомобили Packard с кузовами LeBaron продавались в диапазоне от 7 до 8 тыс. долларов, а Packard с кузовами Rollston такого же типа - по цене от 10 тыс. долларов. Packard стал лучшим покупателем у Rollston Company, и в течение последующих лет подавляющее большинство из 700 кузовов, построенных фирмой, будут установлены на шасси Packard. С июля 1927 года по апрель 1931 года в самый продуктивный период Rollston, фирма произвела в общей сложности 218 кузовов, в среднем 50 шт. в год. Но кузова Роллстона красовались не только на Паккардах. Их также можно было видеть и на шасси Bugatti, Buick, Cadillac, Chrysler, Cord, Duesenberg, Ford, Hispano-Suiza, Lancia, Lincoln, Mercedes-Benz, Peerless, Pierce-Arrow, Rolls Royce и Stutz.
Но в данный момент нас интересует Duesenberg.
С самого начала Rollston специализировался на кузовах типа Town Car или Town Cabriolet, лимузинах с открытым отделением для водителя и закрытым задним салоном с кожаным верхом. Для прекрасных шасси Duesenberg Model J и JN Rollston построил ни много, ни мало 57 кузовов. 16 из них были типа Convertible Victoria, 15 - типа Cabriolet (или Town Cars – так Duesenberg называл кузова больше известные нам как Landaulet), 5 - типа Convertible Coupe, 4 - типа Convertible Sedan и 4 - Sedan. Также было 4 кузова Limousines, 2 - Beverlys, 2 - Convertible Berlines, 1 - Convertible, 1 - Torpedo Sedan, 1 - Victoria и 1 неизвестный тип кузова. Пять из этих кузовов были заменой существующих, и 52 были построены для нового шасси Duesenberg.
Наш кузов был закончен в начале 1940 года. Он был создан для немецкого художника Рудольфа Бауэра и предназначался для установки на автомобиль Duesenberg, выпущенный еще в 1937 году с кузовом LeBaron. Дело в том, что после ликвидации «Дюзенберга» Cord Corporation распродавала остатки машин другим компаниям и 17 машин достались Felz Motors Company из Чикаго. Бауэр решил приобрести демонстрационный автомобиль, который находился во владении компании Felz Motors Company. Машина имела на тот момент неисправный двигатель. Купив эту машину, Бауэр захотел построить самый длинный автомобиль, который когда-либо ездил по дорогам. Первоначально он предполагал поручить кузовные работы немецкому ателье Erdmann&Rossi. Кузов LeBaron был снят, а двигатель отремонтирован. Шасси было удлинено, чтобы вместить еще больший кузов. Оно было подготовлено к отправке и перевезено в Нью-Йорк для погрузки на корабль, который должен был доставить его в Германию. Однако тут случилось непредвиденное: в 1938 году картины Бауэра были включены нацистами в позорный список «Дегенеративного искусства». В марте 1938 года, после возвращения Бауэра с выставки в Париже, художник был арестован нацистскими властями за его «дегенеративное искусство» и обвинён в спекуляциях на чёрном рынке. Имелась ввиду продажа его работ Гуггенхайму.
После ареста Бауэр провёл в тюрьме гестапо нескольких месяцев, пока Рибэй и Гуггенхайм не выкупили его за большие деньги. В 1939 году баронесса Хилла фон Рибэй (дочь прусского генерала-аристократа и любовница Бауэра), путешествующая с чемоданом наличных денег и в сопровождении своего дяди, который был Генералом в немецкой армии, добилась возможности «купить» и безусловное освобождение Бауэра, и его депортацию в США вместе со всем имуществом и студией. Говорили также о том, что и Маринетти, хорошо знавший Муссолини, замолвил своё словечко о Бауэре, что также способствовало освобождению художника.
Машина, тем временем, осталась в Соединенных Штатах. Оказавшись на свободе, в 1939 году Бауэр сразу уезжает в США. Так и получилось, что кузов на свой «дюзи» он заказал уже в американском ателье. Счет на кузов от компании
Rollson датируется 25 апреля 1940 года, поэтому и этот Duesenberg следовало бы считать автомобилем 1940 года (а не 1937-го). Общая стоимость машины Бауэра составила 21 000 долларов. Это последний автомобиль из всей линейки Duesenberg и вообще в истории фирмы. Этот монстр имел восьмицилиндровый турбированный двигатель объемом 6,9 л мощностью 320 л.с., который мог разогнать машину весом 2313 кг до скорости 185 км/ч.
Но почему
Rollson, а не
Rollston?
Во время Великой депрессии все производители заказных кузовов затянули пояса, заказов стало значительно меньше, но Rollston продолжала работать с автомобилями высшего класса, при этом неся большие затраты. И к началу 1938 года накопилось столько долгов, что партнеры Rollston решили, что им дешевле будет обанкротиться. В апреле 1938 года фирма была реорганизована и получила «новое» название Rollson Inc. (без буквы «T»).
Компания проработала ещё около трех лет, выпуская седаны и таун-кары почти исключительно для Packard. Начало Второй мировой войны положило конец бизнесу по производству кузовов.
Хочу еще упомянуть интересное направление деятельности компании Rollson – это адаптация автомобильных кузовов для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями. Одни пожилые клиенты просили поднять крыши своих автомобилей на более приемлемую высоту, в то время как другие заказывали задние сиденья с электроприводом, которые позволяли им входить и выходить без проблем. Для инвалидных колясок Rollson разработали даже портативные алюминиевые гусеницы и пандусы, которые могли бы перемещать кресло в автомобиль и из него, и строили инвалидные коляски в соответствии с этими особенностями автомобиля.
Во время войны Rollson поставляла некоторое оборудование для военных кораблей США. Есть также информация, что после войны фирма занималась переоборудованием роскошных яхт и частных самолетов. Сегодня фирма Rollson все еще существует, изготавливая прокат и изделия из листового металла на своем заводе в Плейнвью, Лонг-Айленд.
информацию собирал "с мира по нитке", но основными источниками были эти:http://www.coachbuilt.com/bui/r/rollson/rollson.htmhttps://www.conceptcarz.com/vehicle/z10 ... el-sj.aspxhttp://rupo.ru/m/2882/bauer_rudolyf.htmlПредставленная здесь модель выпущена конторой Esval Models, арт. EMUS43004C, тираж 500 шт. Известно, что Эсвал выпустил 4 варианта этого "дюзи" с разными вариациями закрытости тента и поднятости боковых окон. Я взял самый открытый, чтобы было видно все богатство отделки.
Модель ко мне приехала с погнутым отвалившимся маскотом и частично отклеявшимися двумя молдингами. Кроме того, решетка радиатора была криво вклеена. Но это все оказалось поправимо.
Модель богато детализирована, в салоне куча всевозможных ручек и дристочек, текстильные коврики и т.п. Я вполне доволен. И хорошо, что Эсвал не тратится на дорогие коробки и подиумы (как GLM или Matrix), мне они не нужны (модели храню без коробок), и цена при этом не очень кусается.
И небольшая ложка дегтя.
Визуально модель кажется сильно вытянутой в длину. Сделав замеры я обнаружил, что база модели составляет 89 мм, что в пересчете будет равно 3827 мм, а база прототипа 3607 мм.